asianstudies_ua


Востоковедение/ Сходознавство


Previous Entry Share Next Entry
Рецензия: Исламская идентичность
cat
corneliu wrote in asianstudies_ua
Олександр Богомолов, Сергій Данилов, Ігор Семиволос Іслам і політика ідентичностей у Криму: від символічних війн до визнання культурного розмаїття" − Київ: Видавничий дім "Стилос", 2009. 56 с.

О. Богомолов, С. Данилов, І.Семиволос, Галина Яворська. Ісламська ідентичність в Україні. − К.: АМЕS, 2005 (Achtung! Здесь доступна пусть криво сверстанная, но читабельная электронная версия книжки).

К изданиям киевского Центра ближневосточных исследований (AMES) у меня есть две основные претензии − авторы пишут их редко, и их объем невелик. Будь это посты в ЖЖ, я б сказал "малабукфф и "афтары пешыте исчо". Не, ну правда. Помимо личной симпатии, это мнение я могу аргументировать хорошим востоковедческим бекграундом авторов, их великолепным знанием современного материала, умением формулировать тематику, не бояться полевых исследований и писать обо всех субъектах беспристрастно. Ну что б не создавалось впечатление, что я всех хвалю - вот например Украинский центр исламоведения выдает из-под пера своего директора т-ща Кирюшко малоосмысленные, поверхностные, а иногда просто безграмотные тексты. А в отцах-основателях Центра ближневосточных исследований особенно, пожалуй, мне импонирует способность категоризировать проблематику, выявлять за "газетными" сюжетами глубинные, аксиологические, не побоюсь этого выражения, контексты.Не "муфтият Х конфликтует с мухтасибатом У", а  "марджи'йа" и "бинарные социально-политические модели, не "2 миллиона мусульман", а "гетерогенная и меняющаяся коллективная идентичность", не "ваххабитская пропаганда", а "освоение концептуального аппарата политического ислама". Это не попытка говорить о простых вещах сложным языком  − это, во-первых, попытка не только описать, но и понять, а во-вторых - отойти от газетного языка, в котором уже в силу определенных семантических коннотаций заложены примитивизация и искусственная "конфликтизация" дискусра. Недаром отдельный комплекс практических предложений в "Исламе и политике" касается выбора терминологии для журналистов при описании крымских реалий.  

Книга "Исламская идентичность" несколько больше объемом, более ранняя, более "вводная" и "общая", и предназначена скорее широкому кругу читателей. Ея читать я рекомендую более-менее всем, интересующимся темой (она выходила и по-русски). "Ислам и политика" - узкая и краткая до реферативности (она скорее подразумевает, что с фактологией крымских конфликтов и т.п. читатель и так знаком), а главное - она носит практический характер. Это скорее аналитическая записка, содержащая практические предложения для органов государственной власти, касающиеся непростой крымской ситуации. 

В общем, авторам спасибо за книги - и пишите, пожалуйста, еще.

Кстати, именно AMES издал украинский перевод очень полезной книжки Дейла Ейкельмана "Ближний Восток и Центральная Азия: антропологический подход". 

Еще парочка статей авторов AMES: 

Олександр Богомолов, Ігор Семиволос. Кримськотатарський газетний дискурс: уявлення про себе

Олександр Богомолов, Ігор Семиволос. Кримськотатарський газетний дискурс: уявлення про інших

Интервью и газетно-публицистических статей у авторов тоже есть некоторое количество, поскольку они как эксперты регулярно комментируют актуальные проблемы Крыма и т.п., но на это уже не буду давать ссылок.

?

Log in